Даша Булычева (dasha_boo) wrote,
Даша Булычева
dasha_boo

Categories:

"Старая квартира" в Музее Москвы

IMG_3202

Музей Москвы меня все время радует выставками и мероприятиями. Мне кажется, что в нем я бываю чаще всего. На следующих выходных, 17 февраля, кстати, собираемся туда пойти на Масленицу и картонную битву, которую организовывает проект "Картония". Будем рады встретиться там с друзьями )
В январе гуляла по музейной "Старой квартире" - выставке, богатой на воспоминания и любопытные материалы. Как обычно, делюсь с теми, у кого нет возможности увидеть выставку своими глазами, этой прогулкой. Ну, и себе на память, конечно же )


Выставка организована необычно - огромный зал изображает двор, в котором по кругу сменяются десятилетия, а в центре зала построен "дом", в котором каждая комната соответствует какому-то периоду.
Во "дворе" не слишком много экспонатов, тут, скорее, присутствуют какие-то отдельные приметы времени под видеохронику. Зато фотографий на афишных тумбах очень много!
Почему-то сохранившаяся одежда меня всегда очень впечатляет. Когда не в книжке на картинке, а вот, вживую!
IMG_3199

Такой флегматичный Николай Петрович )) Господин Сырейщиков, улыбнитесь! Смотрите, какая кругом прекрасная весна! )
IMG_3198

Пальмы у Большого театра!
IMG_3197

Городской дом дешевых квартир! Дешевых квартир! Почему я живу в такой унылой грустноте? )
IMG_3196

Тут у меня был некоторый разрыв шаблона ) Потому что одно дело - читать про 20-30-е, а другое, все-таки - смотреть фотографии (их, видимо, я видела меньше). Такие многоэтажные современные дома у меня ну никак с санями и лошадками не хотели ассоциироваться. Но ведь читала столько раз! А все равно чудно. 1929 год.
IMG_3195

Очень любопытно было увидеть малышовый транспорт. Его тоже нечасто показывают на выставках.
IMG_3191

IMG_3190

IMG_3186

Так что-то мороженого захотелось ) Я больше всего любила эскимо и лакомку.
IMG_3192

Мне было очень интересно читать сопроводительные тексты, поэтому я кое-что сохранила на память.

"Прощайте, старые дворы, с танцами под радиолу, вечными доминошниками и грозным дворником дядей Пашей! В область воспоминаний ушли и веселые свадьбы, в которых принимали участие все жители домов. Во дворе ставили смешные баррикады, прятали невесту в детском домике у песочницы, или на чердаке. Выкупом служили шоколадные конфеты и пряники. Вечерами выходили кто с баяном, кто с гитарой, и пели".

IMG_3194

IMG_3188

"Из Замоскворечья, с Арбата, с Тверской люди уезжали в неведомые никому далекие «деревни»: Тропарево, Ясенево, Солнцево, Медведково. Для коренных москвичей это становилось нередко настоящей трагедией. С отселением людей в новые районы в центре города закрывались школы, детские сады, поликлиники, библиотеки, клубы. Из сердца Первопрестольного града «изгонялась жизнь». В эти годы стал умирать знаменитый «московский двор». В новых многоэтажных районах его не получилось. «Куда же мы едем? Мы, бывшие соседи, друзья, едем в Крылатское, Солнцево, Воронцово – едем не на дачу, а навсегда. Наш дом на Остоженке поставлен на капитальный ремонт с выселением. Забудем его тесный двор. Нас ждет город-сад, город-лес, город-поле».

IMG_3189

IMG_3182

IMG_3185

А тут я, конечно, не смогла пройти мимо ) Рассказ о моем родном районе, куда наша семья переехала из коммуналки на Белорусской в 1972 году. И да, здесь вокруг были поля и сады, даже я из своего детства-80 это хорошо помню. А ехать тогда надо было до метро Каширская, которая сейчас находится от нас через одну остановку (и сейчас до метро ехать 10-15 минут). Хорошо, что в моем детстве уже открыли станцию метро Ленино (которая теперь Царицыно).

"Моя бабушка приехала в Москву в 1939 году из деревни Тропарево учиться на врача. Замуж вышла после войны, двух детей родила и вырастила, внуков дождалась – а мы все в коммунальной квартире жили. 40 лет! Пришла бабушка из райсовета и сообщила: «Все! Дождались, уезжаем по отдельным квартирам! В Бирюлево! В детстве я там у родственников гостила – коз пасла!». В 1979 году мы получили трехкомнатную квартиру в самом конце улицы Бирюлевская. Приехали, вышли из машины и удивились. Тишина. Звуки шагов эхом отдаются по всему кварталу. За нашим домом был обширный пустырь, вдали виднелся лес. Воздух чистый, прозрачный. Все бы ничего, но до автобусной остановки идти 10-15 минут, а до ближайшей станции метр ехать 25-30. Рано утром автобусы штурмовали с боем. Автобусы ходили с большими интервалами. Первая моя поездка закончилась печально: я не учла, что надо выходить из дома часа за 3. Я опоздала на работу на час, сломала каблук на новых черных блестящих сапогах-чулках, за которыми стояла в ГУМе почти 4 часа и не обнаружила на своем пальто ни одной пуговицы. Все оторвали! Переселенцы были из разных районов города: Замоскворечья, с Арбата, с Тверской. Для коренных москвичей это переселение давалось трудновато, все по родным местам скучали. Соседка (из арбатского переулка) рассказывала, что первое время каждый выходной день приезжала на Арбат, бродила как сумасшедшая. Возвращалась в новый дом с батоном хлеба из родной старой булочной. Жалко нашего двора с голубятней и дворником дядей Пашей… Голубятню мужики все-таки построили, клумбы мы посадили, а вот бабушка порадовалась новой квартире только неделю – умерла, а мы до сих пор живем…" (Т.И. Старостина, врач, мать троих детей).

IMG_3187

Проходим в дом и попадаем в комнату начала ХХ века.
«…Утро в нашем подвале начиналось в 5 утра. Отец – рабочий типографии вставал, одевался и выпив молока или горячего чаю с хлебом, уходил на работу. С 5.30 уже гудели фабричные гудки заводов Москвы. Это был призыв на работу. Хлопали двери – рабочий люд шел трудиться. Заводы находились далеко – надо было еще добираться. Помню нашу маленькую комнату в полуподвальном помещении (которое было поделено на небольшие комнаты недорогого доходного дома недалеко от Сретенского бульвара). Мама все говорила: «Хорошо, что мы живем рядом с котельной, которая отапливает верхние этажи. У нас тепло!». У соседей отопления не было. Грелись печкой – одной на несколько комнат. Помню маленький столик в центре, самовар, и чашки из разных сервизов - битые-перебитые, купленный на Сухаревском рынке. Рождество мы отмечали скромно: приносили веточки елок, на которые отец вешал завернутые в разноцветную бумагу пряники и сушки. Конфеты были для нас редкостью. Мама старалась, чтобы у нас было уютно. Поэтому у нас везде, где возможно, были белые вышитые салфетки и скатерть…» (М.Д. Пегов, редактор).

IMG_3220

1920-е.
«Довольно продолжительное время наша семья жила в подвале, в большой комнате. Здесь было сыро, солнце не баловало нас. Обувь под кроватями становилась зеленой. Ранней весной нас заливало талыми водами так, что пройти в квартиру можно было только по досточкам, положенным на кирпичи. Окна в квартире были чуть выше асфальта. Рядом с нашими двумя комнатами жил истопник со своей женой, прачкой. Время от времени он напивался и затихал, зато бурно вела себя его жена. В средней комнате жила студентка, а в самой дальней – супруги, рабочие типографии. Умывались все над кухонной раковиной, туалетного мыла не было, мылись стиральным. Но в квартире царил лад, никто не мешал жить другому. Редкие скандалы истопника и его жены встречали снисходительно. Правда «супруг из типографии», приходя с работы, устраивался с баяном и целый вечер пел «кирпичики», от чего можно было сойти с ума. … Несмотря на скудость нашего житья, мы считали, что живем неплохо. У нас были знакомые, друзья, мы ходили в гости, сами устраивали «приемы». Мы придумывали всякие скетчи, шаржи, эпиграммы, шутливые выступления.
Когда в 1934 году нам посчастливилось получить отдельную квартиру, мы были первые из наших родных и знакомых, кто мог жить без соседей. И хоть наша квартира не имела кроме электричества и водопровода никаких удобств, мы были счастливы!» (И.И. Соя-Серко, художница)

IMG_3216

IMG_3215

«Квартиры, ранее принадлежащие владельцам, стали коммунальными – в каждой комнате по семье. Центральное отопление почти нигде не было восстановлено, а потому через комнаты тянулись трубы «буржуек» (небольшие печурки на ножках, которые устанавливали на железном листе). Под трубами на проволочных дужках висели разнокалиберные банки, в которые стекала тягучая темно-коричневая жидкость. Печки немилосердно дымили, но они были пульсом жизни. На них готовили пищу, ими согревались, над ними сушили белье, так как во дворе его могли украсть, на них кипятили воду, так что от пара отклеивались и висели лохмотьями старые обои. У входной двери висели таблички, извещавшие, что Иксу звонить три длинных и два коротких, а Игреку – два длинных и один короткий… В ванную и уборную по утрам стояла очередь, жильцы нервничали: «И что он так долго там делает?!». Бабушки стояли с ночными горшками внуков и терпеливо ждали своей очереди.

IMG_3219

Немного спустя квартира затихала. В кухне замирали на время примусы, утренняя трапеза кончалась, работающие отправлялись трудиться, дома оставались старые и малые. Отдать ребенка в садик или ясли удавалось далеко не всем: таких учреждений было еще очень мало. Бабушки брали кошелки и шли в очереди «отоваривать» карточки. В передней вывешивался список, кому и когда дежурить по уборке квартиры. К вечеру все вновь оживало, хлопали двери, по коридору носились с кастрюльками хозяйки, возле каждого столика стояли жильцы, приготовляя еду на вечер и на завтрашнее утро. От голосов и шипения примусов стоял неимоверный шум, а над плитой поднимался пар, и самые разные запахи проникали в коридор и комнаты. И хоть нередко возникали недоразумения и обиды из-за всяких пустяков, но в основном все мирились с теснотой, неудобствами, сплетнями и завистью. Несмотря на сложности бытия, люди быстро приспосабливались к неудобствам и даже старались создать весьма терпимую обстановку» (И.И. Соя-Серко, художница).

IMG_3204

IMG_3205

Конец 30-х - 40-е? Бабушка и дедушка, получив дачу в 49-м году, перевезли туда очень похожую обстановку - тяжелые диваны, неподъемное зеркало, стулья и кресла, набитые жестким волосом.
IMG_3214

50-е как-то пропущены (а может быть я что-то пропустила), а 60-70-е сливаются в одно. Родные и знакомые диваны и стулья )

Встать в очередь на получение государственного жилья было проблемой. Постановка на учет была возможна, если семья имела 5 м2 на человека. Если на метр больше, то о получении большей жилплощади можно было и не думать.

«…На очереди мы стояли почти 15 лет, жили в коммуналке. А тут – сразу, трехкомнатная квартира. Северное Чертаново. Приехали на место и испугались – зелени нет, дома одинаковые. Окна – как пуговицы в несколько рядов. Первое время боялась выйти из дома в булочную за хлебом. Магазин находился далеко, автобусы ходили плохо. Все время путала дома. Я страшно тосковала по Москве, той старой, уютной. Родные успокаивали, говорили, что все это ерунда «стерпится – слюбится», но не получилось. Соседка рассказывала, что как только появляется свободное время, она уезжает в центр. Бродит, как сумасшедшая, по родным переулкам… Квартира хорошая, светлые обои в цветочек, полы покрыты линолеумом… Вот только с мебелью беда. Записалась в мебельном магазине на «жилую комнату» - гарнитур. Название помню смутно, то ли «Катерина», то ли «Роксана». Какая разница, лишь бы поскорей. Многие говорят, что ждать года 3! Каждую неделю надо ходить отмечаться, иначе вычеркнут из списка. Пришлось часть мебели делать самим. Так у всех… Гарнитуров так и не дождались…» (М. Б. Кочеткова, учительница младших классов).

IMG_3213

И похожие кухонные шкафчики жили с нами все мое детство и юность.
IMG_3200

И коробочки в клеточку и в горошек до сих пор живы )
IMG_3201

90-е, конечно, самые тоскливые тут в плане обстановки. Душненько.
IMG_3212

Больше всего на выставке мне понравился неприметный и темный уголок - чердак! Ну, иначе и быть не могло )
IMG_3206

Мое любимое пианино! Как оно вкусно пахло фанеркой!
IMG_3209

А еще в музее проходит выставка "Оформляя город", посвященная праздничному оформлению Москвы от 1896 года до 1980.
Я думала, что она тоже будет как-то интересно оформлена, как обычно, но тут представлено просто очень много фотографий, документов, видеохроники. Так что просто нужно идти и читать-смотреть )

Агитустановки, 1918-1933.
Художники: братья Веснины, братья Стенберги, Г. Рублев, А.Осмеркин, бригады ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, ИЗОРАМ, Пролеткульта, АХРР, группы «Октябрь» и ОСТ.

IMG_3222

«На период с 1918 по 1933 пришлись все самые смелые эксперименты в праздничном оформлении Москвы, не сопоставимые по своему подъему и изобретательству ни с более ранними, ни с позднейшими опытами. Импульс был задан Петроградом 1918 года, когда усилиями более, чем 170 художников, в тотальный театр были превращены улицы и площади центра города. Предложенный вскоре Лениным «План монументальной пропаганды» задал программные установки всем дальнейшим проектам: не украшать, а агитировать, просвещать, отчитываться.

IMG_3227

С этого момента для каждого праздника по всему городу составлялся план тематических зон, в каждой узловой точке устанавливалась монументальная конструкция, состоявшая из скульптурных элементов, инфографики, фотомонтажа, текстов. Мимо них по магистралям двигались колонны демонстрантов от предприятий, заводов, артелей, профсоюзов, с гигантскими моделями своей продукции на грузовиках, с ростовыми куклами, символическими композициями на острые темы, отчетами и диаграммами. Никогда ранее и никогда потом в нашей стране карнавальная, балаганная культура не сливалась в одно целое с политической повесткой»

IMG_3228

IMG_3229

IMG_3230

IMG_3223

Физкультурные и военные парады 1930-40-х
Сценография: И.Моисеев, К.Гойлезовский, М.Ладур
Художники-оформители: братья Стенберги, Г.Рублев, Б.Иорданский, С.Сенькин, Н.Боров, М.Ладур, Г.Земский и др.

IMG_20180105_185948

Характер оформления города к праздникам меняется: другими становятся цели и даже адресат массовых действ. Центр тяжести с улиц и площадей города переносится на Красную площадь. В городе остаются только монументальные портреты вождей, а совсем недавно занимавшие места памятников огромные диаграммы с макетами сжимаются до витринных масштабов (архитектурная выставка в витринах ул.Горького, научная – в витринах Арбата, театральная – в Столешниковом переулке).
Сами же агитустановки «оживают» и превращаются в массовые скульптуры из сотен людей, которые демонстрируются правительству, стоящему на трибуне Мавзолея. Сами участники действ практически не видят друг друга, так как идут колоннами, глядя вправо, в одну точку. Все парады и демонстрации с этого момента (как, впрочем, и фильмы, спектакли, архитектура) создаются только для одного, главного зрителя. Других адресатов больше нет. Во второй половине 1930-х спортивные парады уже неотличимы от военных: показателен знаменитый номер «Если завтра война» И.Моисеева 1938 года, где атлеты, гимнасты, дискоболы мгновенно преображались в солдат разных родов войск.

IMG_3231

Очень жаль, что моему любимому мероприятию "оттепели" - Фестивалю молодежи и студентов-57, было уделено не очень много внимания. С другой стороны, на выставке "Оттепель" о нем уже довольно подробно рассказывали.
IMG_3235

А это просто декоративная композиция "Праздничный город", 1980 год ) Художник И.Г.Коржева-Чувелева.
IMG_3233

Tags: Культпоход, С чердаков и антресолей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Радио Дачка №4: про август

    На август у меня были маленькие симпатичные планы и тайные надежды. Я думала: пусть июнь был про странное неморское море, шашки, быт и здоровье,…

  • Радио Дачка №3: про июль

    Пум-пум-пум - глухо падают груши, яблоки и жёлуди. Тепло, серенько, окна раскрыты, а за ними шелестит дождь. Об африканской июльской жаре ничего…

  • Радио Дачка №2: 10-30 июня

    В этом году Радио Дачка выходит прямо как в добрые старые времена, когда в нашем домике ещё не было интернета, и я писала в ЖЖ раза четыре за лето…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

Recent Posts from This Journal

  • Радио Дачка №4: про август

    На август у меня были маленькие симпатичные планы и тайные надежды. Я думала: пусть июнь был про странное неморское море, шашки, быт и здоровье,…

  • Радио Дачка №3: про июль

    Пум-пум-пум - глухо падают груши, яблоки и жёлуди. Тепло, серенько, окна раскрыты, а за ними шелестит дождь. Об африканской июльской жаре ничего…

  • Радио Дачка №2: 10-30 июня

    В этом году Радио Дачка выходит прямо как в добрые старые времена, когда в нашем домике ещё не было интернета, и я писала в ЖЖ раза четыре за лето…