Даша Булычева (dasha_boo) wrote,
Даша Булычева
dasha_boo

Оттепель в Третьяковке

IMG_7437

Впереди четыре выходных, которые обещают быть не самыми теплыми, а потому вполне подходящими для музеев и выставок ) Завидую тем, кто еще не был в Третьяковке на "Оттепели"! Какая же хорошая выставка! Мой самый любимый период в истории XX века. Я чувствую, как близки мне фильмы того времени, книги, живопись, иллюстрация, быт. Мне очень, очень жаль, что я не могу побывать в этом времени. А когда я смотрю кинохронику тех лет - улицы Москвы, лица, будни и праздники, то на глаза постоянно наворачиваются слезы от целого букета эмоций.
Выставка разноплановая, на ней представлены не только картины, но и фотографии, хроника, кадры из фильмов и мультфильмов, предметы быта. Экспозиция включает семь разделов: Разговор с отцом, Лучший город Земли, Международные отношения, Новый быт, Атом - космос, Освоение и В коммунизм! Самые для меня замечательные - Лучший город и быт )


Вместо тоненького каталога на выставке продается огромный кирпич "Оттепель". Чудесный! Интересный! Но 2,5 т.р. ) Хорошо, что на выставке во множестве имеются таблички с информацией, я сохранила себе большинство интересующих текстов на память.

Город в эпоху оттепели – это основное «место действия», место соприкосновения приватной и публичной сфер: жители этого города пока что не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором (да его и нет в каждом доме), не ушли на кухни (как это произойдет в 1970-е), и «добрый город» выполняет для них функцию общественного форума или «большого дома» - это пространство для застолий во дворе (как в фильме «Я шагаю по Москве»), для танцев и чтения стихов на площадях и в парках.
IMG_7444

Какие-то нимфы 60-х!
IMG_7443

В культуре оттепели город субъективизируется и становится лирическим героем. В городе не происходят незначительные события, в нем нет случайных прохожих – все важно и все интересны. Режиссеры и поэты воспевают город в фильмах («Я шагаю по Москве», «Июльский дождь», «Два воскресенья», «Мне двадцать лет» и др.), песнях («Лучший город Земли» в исполнении Муслима Магомаева, «Добрый вечер» в исполнении Ларисы Мондрус), а Юрий Пименов посвящает жилищному строительству лирическую живописную серию «Новые районы».
IMG_7440

Страна решает жилищную проблему: запускается масштабная программа по строительству бесплатного массового жилья. Урбанизация и формирование новой городской культуры происходят не только в Москве, но и по всему Сов. Союзу. По комсомольским путевкам молодежь едет осваивать дальние земли и возводить города – для себя и для всех.
Я бы хотела жить в таком дворе, наверное. Мне нравятся малоэтажность и простор.
IMG_7447

А напротив балкона, выходящего на пруд, пусть будет стоять письменный стол, как на картине Юрия Пименова "Лирические стихи" )
IMG_7463

Вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник – на производство»: мир советского человека должен быть улучшен с помощью предметно-бытововой среды, и художникам-дизайнерам необходимо воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству». В 1957 году вышел первый выпуск журнала «Декоративное искусство СССР», призванного формировать и пропагандировать «современный стиль» в мебели, текстиле, одежде, керамике и стекле.
Витрина в ГУМе. Смело, свежо )
IMG_7445

Вячеслав Зайцев с моделями. Оригинальные фасоны, особенно у девушек с платками и в гольфах )
IMG_7446

Везде кипит строительство, даже на сервизах.
IMG_7441

Такой посудке я была бы и сейчас рада.
IMG_7484

Дождливая ткань! Мне кажется, что некоторые вещи могли родиться только в 60-е.
IMG_7455

Немножко Икея прямо ) И без севера, конечно, не обошлось.
IMG_7456

Принципиально важным было создание мебели для малометражных квартир в новых панельно-блочных домах. В программе по созданию «нового быта» продумывались все аспекты: от цвета обоев до количества костюмов в гардеробе Советский человек должен был быть свободным от вещей как предметов собственности, и окружающие его вещи – практичные, дешевые и вместе с тем эстетически привлекательные – были в большей степени «знаками современности», чем материальными объектами.
К этой фотографии напрашивается подпись "И вот только мячика нам здесь не хватало".
IMG_7449

В 1961 на закрытой выставке, подводившей итоги 2-го Всесоюзного конкурса, объявленного Госстроем, были представлены образцы мебели нового стиля. Выставка прошла в квартирах только что построенных домов района Хорошёво-Мневники. Принцип показа – интерьерный ансамбль жилой квартиры целиком (вместе с занавесками, предметами декоративно-прикладного искусства, эстампами, светильниками и т.д.). Подобный принцип исключал возможность использования старой мебели.
IMG_7450

IMG_7451

IMG_7452

IMG_7453

В период оттепели набирал популярность так называемый дикий отдых – без путевок, предполагавший свободное путешествие на личном (крайне редко) или общественном транспорте, а также автостопом с ночевками в палатках, автомобилях или арендованном жилье в частном секторе. С одной стороны, феномен дикарей был обусловлен дефицитом путевок, с другой – свидетельствовал о стремлении к социальной свободе.
IMG_7459

В 1960-е годы «дикарство» стало проявлением молодежной культуры с практикой альтернативных путешествий и феноменом авторской песни. Но, в отличие от хиппи, дикари не создавали коммун, и свое «дикое» состояние они не воспринимали как принцип существования, поскольку оно было кратковременным – в период отпуска, как это происходит с героями фильма «Три плюс два», ставшего одним из лидеров проката 1963 года.
IMG_7457

Лирический герой 1960-х представляет собой альтернативу идеальным героям соцреализма. Абсолютную гармонию между «я» и «мы», между индивидуальным и коллективным можно видеть в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963). Николай, герой Никиты Михалкова, индивидуален, но все-таки он – один из многих. Он реализует себя только в социуме, в открытом пространстве города и как будто бы вообще не чувствует разницы между замкнутыми и открытыми пространствами, между приватными и публичными зонами. Отсутствие этой разницы становится основным условием его личной свободы.
IMG_7462

В частной жизни важно все, можно любить без особых причин и не объяснять, почему «бывает хорошо». В соцреализме такое немотивированное счастье было немыслимо, поскольку любовь и личное счастье воспринимались как награда за трудовые успехи. Вместо назвячивой ассоциации «любовь – это труд» художники предлагают «любовь как досуг» и, соответственно, как испытание чувств.
IMG_7464

Может показаться странным, но в эпоху оттепели при всем интересе к индивидуальности портретный жанр был далеко не ведущим, и новая концепция портрета в целом не сложилась. Причина – в обобщении: художник предлагает зрителю посмотреть на лицо, но сам видит в этом лице «нашего современника», представителя поколения или профессии.
IMG_7461

Массовое увлечение поэзией в период оттепели было обусловлено несколькими факторами. Стихи давали возможность проникновенного личного высказывания. В начале 1950-х в издательской и писательской среде велись дискуссии о падении продаж поэтических сборников и стимуляции читательского спроса. Так возникла идея организации Дня поэзии по образцу дней поэзии, которые с конца 1930-х проводились в США. В Москве первый такой праздник состоялся 11 сентября 1955 года, когда в центральных книжных магазинах выступали известные и начинающие поэты.
Борис Слуцкий за прилавком книжного магазина раздает автографы.
IMG_7470

Публичное чтение стихов приобрело невероятную популярность, поэт стал одним из главных героев времени. Как следствие публичности поэтического высказывания возникает феномен «стадионной» или эстрадной, поэзии, а также производной от нее авторской песни. Герои кинематографа конца 1950-х – начала 1960-х постоянно читают стихи, сценарии некоторых фильмов имеют поэтическую форму.
Молодые поэты у памятника Пушкину, 1950-е. Первый слева - Б.Слуцкий, первый справа - А.Дементьев.
IMG_7473

Творческая студия Элия Белютина получила официальный статус в 1954 году. Позже за ней закрепилось название «Новая реальность». Среди учеников были графики, оформители книг, иллюстраторы, художники по тканям, архитекторы. Элий Белютин разработал свою методику обучения, в 1950-60-х преподавал в Полиграфическом и Текстильном институтах, проводил мастер-классы в Доме моделей на Кузнецком мосту. Его метод был не традиционен: его ученики рисовали на любых поверхностях и любыми предметами, а сам Белютин мог предложить переписать картину, если она выглядела слишком натурно (нельзя было небо рисовать голубым). После скандала в Манеже в 1962 Элий Белютин прекратил официальное преподавание, но продолжал вести студию на собственной даче в Абрамцеве. На протяжении следующих 30 лет через нее прошло более 600 художников.
Тут Матвей сказал: "Такое искусство я что-то не понимаю" )
IMG_7475

Кусочек экспозиции, посвященный IV Всемирному фестивалю молодежи и студентов.
IMG_7478

IMG_7479

IMG_7480

IMG_7481
Тут мы с Матвеем присели отдохнуть и минут десять смотрели кадры из фильма "Мы подружились в Москве" (1957).
Вот здесь можно увидеть его целиком: https://www.net-film.ru/film-4879. Там разбивка по частям, с названиями конспектом, очень удобно.
Мы смотрели часть, посвященную Москве, в фильме это уже самый конец, по-моему. Не знаю, мне кажется, что это невозможно смотреть без эмоций. Представляю атмосферу этих летних дней!

«Жирафенок» был показан на выставке «Искусство в быт» в 1961. Первая работа на Конаковском фаянсовом заводе художника-скульптора В.А. Сергеева имела большую популярность, завод выпускал ее на протяжении десятилетий. Обобщенность и условность формы органично дополняется росписью в исполнении Ф.Н. Крохиной. «Жирафенок» стал своеобразной эмблемой своего времени: его можно было увидеть не только почти в каждом доме, но и на первой заставке программы «Спокойной ночи, малыши!», созданной художником И.А.Власовой в 1965.
IMG_7482

Атом и космос - как самая малая и самая большая величины – определяют диапазон мышления шестидесятников, устремленных в будущее, которое наступит уже завтра. Массовизация высшего образования порождает новых героев времени – студентов и ученых. Космос завладевает умами и становится одной из главных тем в советской культуре, затрагивая не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.
Как же я рекламу того времени люблю и обожаю )
IMG_7487

IMG_7489

IMG_7485

В.Нестеров "Земля слушает" (1965). Ну тоже же - самые настоящие 60-е!
IMG_7491

В пропагандистской кампании, которая сопровождала освоение целинных земель, эксплуатировалась «романтика дальних странствий», стремление к самоутверждению и самостоятельности. Освоение также ассоциировалось с идеей «массовизации» героизма тяжелых «трудовых будней» на всех широтах Советского Союза, на масштабных стройках, на целинных землях Казахстана, в лесах Урала и Сибири. Для советских людей путь освоения целинных земель порой становился способом подсознательного эскапизма – романтического бегства от советской цивилизации.
А.Смолин, П.Смолин "Полярники" (1961).
IMG_7493

Вот к чему я обычно совершенно равнодушна - так это к фарфоровым статуэткам. Но тут они тоже были такими шестидесятническими...
IMG_7500

IMG_7508

Миниатюрные композиции.
Такой бы я была даже рада.
IMG_7497

IMG_7498

Или вот этой )
IMG_7502

IMG_7504

IMG_7506

На выставку мы ходили вместе с Матвеем, он сказал, что в целом ему даже очень понравилось )
IMG_7467

А еще на втором антресольном этаже крутят кусочки мультфильмов. Вот этим кусочком я так впечатлилась, что дома мы нашли мультфильм целиком. Лев Атаманов "Ключ". Я очень много смотрела советских мультфильмов, но этого никогда не видела. Он длинный - почти час, и, мне кажется, вполне будет интересен и взрослым. Что-то в нем есть от сказок Каверина. Какая-то сказочная реальность, философия, мягкий юмор.


Выставка чудесная, радуюсь за тех, кто ее увидит своими глазами.
Tags: Кино, Культпоход, С чердаков и антресолей
Subscribe

  • Продаю книги

    В очередной раз разбираю свои книжные полки, которые снова гнутся и тяжко вздыхают :) Продаю детскую букинистику и детские книги современных…

  • Просто про жизнь: 16-30 апреля

    Ближе к концу апреля я окончательно потерялась в днях недели и теперь каждый день кажется мне пятницей. Понедельник-пятница, среда-пятница...…

  • Просто про жизнь: 1-15 апреля

    Апрель - это такой один сплошной день сурка. Самое удивительное, что мне в нём, в общем, почти всё нравится. Мне даже комфортно. Не надо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Продаю книги

    В очередной раз разбираю свои книжные полки, которые снова гнутся и тяжко вздыхают :) Продаю детскую букинистику и детские книги современных…

  • Просто про жизнь: 16-30 апреля

    Ближе к концу апреля я окончательно потерялась в днях недели и теперь каждый день кажется мне пятницей. Понедельник-пятница, среда-пятница...…

  • Просто про жизнь: 1-15 апреля

    Апрель - это такой один сплошной день сурка. Самое удивительное, что мне в нём, в общем, почти всё нравится. Мне даже комфортно. Не надо…