Даша Булычева (dasha_boo) wrote,
Даша Булычева
dasha_boo

Categories:

Культ печатной машинки. "200 ударов в минуту"

IMG_0667
Какая же прекрасная выставка проходила в ММОМА с печатной машинкой в роли центрального героя!
Вообще, родись я немного пораньше, это наверняка был мой основной инструмент заработка ) У меня есть даже два документа, удостоверяющих, что машинистка - это я ) И если бы прогресс в конце 90-х вдруг не зашагал семимильными шагами, то мои домашние наверняка засыпали бы под приглушенный стрекот клавиш, доносившийся из-за закрытых дверей - как я засыпала в своем детстве. Да, машинка - это у нас в семье наследственное ) Поэтому пропустить я эту выставку никак не могла!
Тем более, что она была не только и не столько об истории самой печатной машинки (хотя и о ней тоже), сколько об истории страны, литературе и людях.


Первый функционировавший экземпляр печатной машинки создал в 1808 году итальянец Пеллегрино Тули - чтобы его возлюбленная, слепая графиня Каролина Фантоне, могла писать ему письма. Машинка не сохранилась, но письма, напечатанные на ней - да. После этого было много попыток создания печатной машинки, но лишь единицы дошли до промышленного производства. В 1860-х гг. газетный редактор и издатель из штата Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.
Марк Твен приобрёл ещё полуэкспериментальный образец под маркой Sholes & Glidden до начала массового выпуска на фабриках Remington. «Я был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе», писал он в своей автобиографии. Приблизительно в те же годы печатную машинку начал использовать немецкий философ Фридрих Ницше. Однако, если Марком Твеном двигали в первую очередь любопытство и тяга к прогрессу, то для Ницше побудительным мотивом для приобретения пишущей машинки стало его всё ухудшающееся зрение. В 1879 он вступил в переписку с датчанином Расмусом Хэллингом Хансеном, разработавшим печатную машинку для слабовидящих и слепых, и в 1881 году приобрел ее.

Первые печатные машинки стоили дорого, печатали только строчными буквами, а чтобы увидеть отпечатанный текст, каретку приходилось поднимать. В 1880 году американцем Франком Макгуриным был придуман слепой метод печати.

IMG_0650
Remigton, США, 1898-1903. В СССР до 30-х годов использовались машинки зарубежного производства.

Машинок было великое множество: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие. Были индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Они стоили дешевле и были популярны у домохозяек, путешественников и детей )

IMG_0660
Машинка Mignon, Российская Империя, Рига, 1914

IMG_0654
Машинка портативная Florio-7, Германия, 1930-е гг.

IMG_0653
Машинка для слепых, Германия, 1900-10 гг.

IMG_0655
Машинка для слепых "Ласточка", СССР, 1960-64 гг.

IMG_0664
Машинка с японским шрифтом Toshiba, Япония, 1940-60-е гг.

IMG_0665

Профессия машинистки была преимущественно женской, ранее их также называли ремингтонистками (по марке машинок «Ремингтон»). Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины.
«Пишущая машинка, очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать». К. Шоулз

IMG_0651
Машинка малогабаритная "Москва", СССР, 1955-56 гг.

IMG_0658
Smith Premier, США, г.Сиракузы, 1900-08 гг.

IMG_0668
Малогабаритная пишущая машинка Blickensderfer, США, 1910-12 гг. На основе ее конструкции была создана первая электрифицированная машина. В начале 20 в. эксперимент не получил признания.

IMG_0671
Hammond Multiplex, США, 1920-22. Прообраз первых типографских наборно-пишущих машин.


IMG_0681

Множество машинописей никогда не имело рукописного варианта. Машинопись, в принципе, задала иные отношения автора с собственным текстом. Она предлагала новый уровень отстранения (напечатанный текст казался более "окончательным", отчужденным от своего создателя). Существует мнение, что машинопись повлияла и на стилистику письма, диктуя минимализм и недосказанность (Шукшин, Довлатов) - правки требовали особой осознанности и усилий.
По статистике, со времени перехода на компьютеры, средняя длина литературного текста увеличилась на двадцать процентов.

IMG_0673

IMG_0674

IMG_0675
Вл. Маяковский "Щадите пленных!", 1920

IMG_0676

IMG_0677
Б.Л. Пастернак "Зимняя ночь" (из романа "Доктор Живаго"), 1955. Такая трогательная мЯтель везде )

IMG_0679

Личные пишущие машинки писателей.

IMG_0683
Машинка О. Берггольц, 1930-е, частное собрание.

IMG_0682
Аналог машинки К. Чуковского

IMG_0685
Машинка Вл. Маяковского. Была куплена писателем в 1925 г. в Америке. Сам он печатать не умел, записывал строки в записную книжку, а затем просил соседку по квартире перепечатать их. Позже машинкой пользовался О.М. Брик, он не писал от руки, а сразу печатал.

IMG_0687
Машинка В.П. Аксенова, США, 1910-е.

IMG_0689
Машинка К.Г. Паустовского. Была приобретена им для приемной дочери, Галины Арбузовой, в середине 50-х. Но вскоре стала любимой рабочей машинкой писателя. Все произведения он вначале писал от руки, а затем перепечатывал сам или с помощью секретаря. "Машинка - свидетель, а работа писателя - интимное дело. Оно требует полного одиночества".

IMG_0692
Аналог машинки М.А. Булгакова.
Из дневника Е.С. Булгаковой:
"Сегодня днем дозвонилась (звонила два дня), наконец, до валютного отдела НКФ и узнала от юрисконсульта, что им была дана положительная резолюция на Мишином заявлении (о выписывании из Америки пишущей машинки на деньги от «Мертвых душ» через Литературное агентство), но что потом это было изменено и решено отказать. Но кто это сделал, он не знает, что он советует приехать лично и говорить об этом". 22/05/1939
"Ездили с Мишей утром в Наркомфин в валютный отдел. Миша говорил сначала с юрисконсультом — тот сообщил об
отрицательном ответе. Миша сказал, что обжалует его. Потом юрисконсульт ушел, поговорил с начальником отдела и, придя, пригласил туда нас. Миша сказал — я ведь не бриллианты из-за границы выписываю. Для меня машинка — необходимость, орудие производства. Начальник отдела обещал еще раз поговорить с замнаркома, думает, что ответ дадут положительный." 27/05/1939
"Вчера привезла домой пишущую машинку (из Америки получена). Прекрасная машина, но увы! — писать не могу на ней. Какой-то непонятный замок, что ли, на ней? Надо позвать мастера". 18/10/1939


IMG_0695
Машинка И.А. Бродского

IMG_0697
Машинка С. Довлатова

IMG_0699
Машинка Н. Мандельштам.

В одном из залов можно было увидеть машинописные листы романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", над которым он работал почти десять лет, с 1950 по 1959 годы. Всего около 1300 страниц. Главред журнала "Знамя" Кожевников отправил роман в КГБ для ознакомления. В 1961 году на квартире Гроссмана был произведен обыск, изъяты черновики и беловая машинопись. Это был первый в советской истории арест текста. Копия романа хранилась у друга Гроссмана, Вячеслава Лободы. Во время визитов участкового роман в авоське вывешивался за окно. Гроссман умер в 1964 году. В 1974 году текст с помощью Войновича, Сахарова и Елены Боннэр был вывезен на Запад и в 1980 году вышел на русском языке в Швейцарии.

IMG_0701

В зале, посвященном музам, подругам и помощницам писателей - машинисткам, Матвей заскучал (
IMG_0702

Поэтому я сфотографировала себе на "потом" несколько текстов.
Елизавета Воронянская, помощница Солженицына. Трагическая судьба (
IMG_0704

IMG_0703

IMG_0705

IMG_0707

IMG_0706

Зал, посвященный копирке. Матвей решил, что это очень красиво, так что фото - по его просьбе )
Считали, что по "запечатанной" копирке можно восстановить тексты, откопированные с ее помощью. Поэтому копирку часто уничтожали.
IMG_0708

До 60-х гг. каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные.
Для изготовления самиздата тербовалась незасвеченная квартира, пишущая машинка и паяльник, чтобы изменить шрифт пишущей машинки, поскольку КГБ могло произвести экспертизу текста и выяснить, на какой машинке он был напечатан.
В самом конце 50-х вышло три номера самиздатовского журнала "Синтаксис". Главным редактором был 23-летний Александр Гинзбург. Среди авторов: Ахмадуллина, Сагир, Холин, Бродский, Окуджава, Рейн... Тираж журнала - 200-250 экз. Четвертый номер не вышел, его конфисковали при обыске во время ареста в июле 1960 года. Гинзбург был осужден на два года лагерей. В 1995 году представители КГБ вернули рукописи.
IMG_0709

В "самиздате" стали известны произведения таких авторов, как Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Джорджа Оруэлла, Джеймса Джойса. У нас дома до сих пор хранятся самиздатовские книжечки по философии, религии и восточным практикам.
IMG_0711

На рубеже 30-40-х годов авторская книга для многих писателей стала единственной возможностью тиражирования своих произведений. В 1940-х поэт Николай Глазков придумал термин "самсебяиздат".
IMG_0712

26 апреля 2011 года последний производитель механической печатной машинки — индийская компания Godrej and Boyce закрыла свой завод в Мумбаи. Печатная машинка сейчас жива в своей электронной реинкарнации - американская компания Swintec продолжает их производить и поставлять, и не только в страны третьего мира, где есть недостаток в компьютерах, но и в американские тюрьмы 43 штатов.

IMG_0720

Интересно, что за жизнь была бы у меня, родись я лет на 30 раньше?
IMG_0749

IMG_0716
Tags: Культпоход, С чердаков и антресолей
Subscribe

  • Радио Дачка №3: про июль

    Пум-пум-пум - глухо падают груши, яблоки и жёлуди. Тепло, серенько, окна раскрыты, а за ними шелестит дождь. Об африканской июльской жаре ничего…

  • Немного моря в начале лета: 28 мая-9 июня

    Всего 20 дней прошло с нашего возвращения, а кажется, что Сочи случился с нами уже давным-давно. И вообще, в силу разных причин не верится, что мы…

  • Радио Дачка №1 и просто про май

    Май традиционно подхватывает и несёт прямо в лето, даря на бегу лужайки незабудок, поля одуванчиков, охапки сирени, кружева яблонь, вишен,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Радио Дачка №3: про июль

    Пум-пум-пум - глухо падают груши, яблоки и жёлуди. Тепло, серенько, окна раскрыты, а за ними шелестит дождь. Об африканской июльской жаре ничего…

  • Немного моря в начале лета: 28 мая-9 июня

    Всего 20 дней прошло с нашего возвращения, а кажется, что Сочи случился с нами уже давным-давно. И вообще, в силу разных причин не верится, что мы…

  • Радио Дачка №1 и просто про май

    Май традиционно подхватывает и несёт прямо в лето, даря на бегу лужайки незабудок, поля одуванчиков, охапки сирени, кружева яблонь, вишен,…