Даша Булычева (dasha_boo) wrote,
Даша Булычева
dasha_boo

Китай, Хайнань, день 6-11.

Вторая часть получилась такой же объемной и многокартиночной, а может быть даже более объемной и более многокартиночной, потому что во второй части темп нашей поездки увеличился. Мы все время были в движении, куда-то ехали, шли, все было интересно и жалко было тратить время на пляж или отдых у бассейна. Сейчас, в холодной Москве, я была бы совсем не прочь провести весь день на море, но во время поездки мне даже не приходило такое в голову )

После торжественного открытия рейса и всяких там гавайских вечеринок кто-то из журналистов сошел на берег, а другие остались на ночь на лайнере. Ну, и мы получили каждый по своей каюте :) На следующее утро нам огласили плотную программу - лайнер отплывал только в 8 вечера, поэтому китайской стороне весь день предстояло занимать иностранных журналистов. Конечно, вместо всяких обзорных экскурсий я бы предпочла самостоятельное шатание по городу, но заранее решила не расстраиваться - когда еще я проведу в такой компании весь день :)

Мы попали в автобус к англоговорящим китайским журналистам. В Китае много диалектов и зачастую люди из разных провинций могут лучше понять друг друга, если будут говорить на английском языке.

Первым делом нас повезли в Ялуньвань - должны же остаться красивые фотографии с китайских белоснежных пляжей :) А я опять зависла над предсвадебной фотосессией ) Вот эта пара мне больше всего понравилась.

После пляжа, естественно, надо подкрепиться ), и нас повезли на торжественный обед в ресторан. Вообще, в этой поездке, мне казалось, что я как-то часто присутствую на всяческих обедах и ужинах ) И чаще всего остаюсь лишь наблюдателем ) Сладкий куриный суп с кокосовым молоком.

Ракушечки разнообразные...

Вообще, все ели и нахваливали - рыба, креветки, ракушки, водоросли, рис с морепродуктами, а я опять сидела и ковырялась в простом рисе с утащенным откуда-то сладким перцем ) Досадно, что я ничего этого не ем.

После обеда поехали в парк Оленя - он находится на горе и оттуда открывается отличный вид на Санью. Вот, например, искуственный остров Феникс на котором находится порт. А в порту стоит наш белый теплоход )

"Киса и Ося были здесь" )

Потом нас традиционно отвезли на фабрику конфет, вафель и прочих сластей из кокоса, ну, а после такой, не сильно интересной части программы, отправили на массаж.

Мы за поездку дважды побывали на этом волшебном действе и я как-то однозначно не могу сказать, понравилось ли оно мне или нет )) То есть результат - однозначно да, а процесс... ) Удары кулаками, хождение по спине, выворачивание с хрустом рук и шеи, довольно ощутимое надавливание на всякие таинственные точки... В общем, это, конечно, не тот массаж, на котором можно расслабиться и заснуть (что со мной происходило в Тае или во Вьетнаме). Но зато сразу же чувствуешь эффект - ты бодр, весел, ничего не болит и хвост не отваливается. И это, конечно, самое главное :)

Вечером мы пошатались по всем палубам, посмотрели на удаляющиеся огни Саньи, скромно выпили по какому-то напитку у бассейна и отправились по каютам. А утром уже подплывали к вьетнамскому берегу. За окошком было не слишком радостно.

Зато встречали нас весело - с шарами, танцами и песнями :)

По-моему, большинство вьетнамских песен и танцев посвящены сельскохозяйственной теме, ну, и обязательно на фоне мотыг и прочих земледельческих орудий разворачивается история любви ) Мне еще с прошлой поездки очень у них этот вид искусства нравится, без шуток ) А в этот раз мы даже балет посмотрели, фото, правда, нет.

Нас ОЧЕНЬ организованно разместили по паре десятков автобусов. В этот раз нам достался автобус с китайскими журналистами, говорящими на китайском, поэтому все интересные (судя по смеху и вообще оживлению в автобусе) объяснения вьетнамского экскурсовода прошли мимо нас. Хорошо, что рядом сидели две девочки из Гонконга, которые переводили нам ключевые моменты поездки.
Продолжение знакомства с культурой Вьетнама - музей Чамской скульптуры в Дананге. Неожиданно оказался довольно большим и интересным, в экспозиции представлены скульптуры 7-15 веков. Многие из них мне напомнили статуи в индонезийском Прамбанане.

После интересного в таких экскурсиях обязательно следует неинтересное - унылый крафтшоп.

"А я не поехал. Я взял удочки и пошел на рыбалку". Я не любитель подобных завозов в магазины и на фабрики. Стояли мы в этом интереснейшем месте 40 минут, поэтому я пошла прогуляться - рядом были горы и песчаные дюнки. Мимо проходила такая же нелюбительница крафтшопов и предложила меня сфотографировать )

А у гор вдруг оказалось озеро. И я славно там посидела, посмотрела на воду и стрекоз, и совсем уже не расстраивалась по поводу не очень интересной (в таком интересном Вьетнаме) остановке.

После Дананга мы поехали в Хойан. И сразу же - на приветственный обед ) Там уже все было готово к нашему приходу и опять все ели, да нахваливали :)

Здесь уже главные блюда были не общими, как в Китае, а порционными. Вот мне досталось что-то с креветиком. Видя мое равнодушие к еде, девочка из Гонконга сочуственно спросила - я ничего не ем, потому что вегетарианка? -Нуу, почти, - сказала я. Девочка придвинула мне блюдо с какими-то травками-муравками. Пришлось сказать, что я просто не очень люблю азиатскую еду ) Хотя не люблю я ее выборочно, но это выборочно последние дни обязательно присутствовало на всех обедах )

Вообще, я рассчитывала, что в Хойане мы как-то уже не будем ходить дружным строем, и я смогу посидеть в своей любимой кафешке, побродить по улочкам. Но гид была вежлива и непреклонна - группой мы к ней попали, группой она нас будет водить по городу. О ужас. Я так ждала этой поездки, мы неожиданно попали в мой самый любимый вьетнамский город, и все как-то совсем по-дурацки выходит. Мне даже плакать захотелось, если честно. Вышла в сад, сижу, грущу. Видимо на моем лице все эмоции отчетливо читаются, потому что вскоре ко мне подошла официантка: "Вы устали? Вы с китайской группой? О, я вас понимаю. Посидите здесь в тишине, отдохните. Вот отсюда - красивый вид на реку" :) В объяснения я вдаваться не стала, но ее участие меня тронуло )

Но, ура! Когда мы вышли из ресторации и прошли несколько метров, постоянно останавливаясь и теряя людей, забредающих в магазинчики и фотографирующих подолгу ставни и фонари, гид сдалась :) Нам выдали карты, обозначили время и meeting point и мы, наконец-то, пошли куда глаза глядят :) Я была счастлива )

К этому времени я уже настолько соскучилась по Матвею, что начала усилиенно умиляться всем встречающимся детям, заводить беседы на тему возраста и пола и показывать фотографию своего сына китайско-вьетнамским родителям :)

Вот этой девочке 5 месяцев. А ее мама сочувственно спрашивала у меня, как же так вышло, что я путешествую одна и как же мне грустно, наверное, от этого.

Еще малышей ) Мальчик и девочка, им по два годика. Бабушки были в восторге от того, что я так надолго упала на тротуар рядом с ними )

Добрая и сердитая бабушки. Добрую мы видели и фотографировали четыре года назад на этом же самом месте, правда раньше она продавала исключительно свистульки и у меня даже есть одна ее глиняная обезьянка ) Это вообще такая, знаменитая бабушка, ее фото есть в паре путеводителей по Вьетнаму.

Эх, как же здорово было опять побывать в Хойане.. Мне почему-то кажется, что я здесь окажусь и в третий раз, уже с рюкзаком за плечами :) Все-таки Вьетнам - практически идеальное для бэкпекеров место, мы очень хотим сюда приехать втроем.
Наше недолгое пребывание во Вьетнаме подходило к концу, напоследок нас отвезли на берег морской. Море штормило, купаться было нельзя, но иногда такая погода мне нравится даже больше, и для прощания с Вьетнамом она была идеальна.

Утром следующего дня мы приплыли обратно в Санью и очень долго получали новую китайскую визу. Вообще, с визами в этой поездке было как-то все затейливо :)) То мы оказывались сингапурцами, то нас приглашали прийти за фотографиями для тайваньской визы, то на анкету клеили фотографию какой-нибудь другой русской барышни и долго не могли поверить, что это не я - "одно лицо!" :) И вообще, все этапы долго разбирались китайской стороной, было много телефонных переговоров, озабоченных лиц и пр.

Но ура! мы снова на китайской земле :) Нас встретил Ман и повез в Боао - город на восточном побережье Хайнаня, знаменитый тем, что в нем проводится Азиатский-Тихоокеанский форум. Поселились в наилучшайшем отеле - BFA (бывший Sofitel), но так и не смогли оценить по полной его наилучшайшесть, потому что по приезду Ман нас сразу пригласил на обед, а потом мы решили осмотреть город и его окрестности. Ман здесь тоже никогда не был, поэтому он эту идею поддержал с радостью )

На память остался лишь вид с балкона )

Тут уже немножко все не так, как в Санье. Вот таких мотоповозочек мы в Санье не видели.

И таких мотофургончиков.

Черепашек продают :(

Мужская чайная. В простых китайских кафе всякий мусор без стеснения кидают на пол - салфетки, окурки, пустые сигаретные пачки, скорлупки и пр. Я так и не научилась )

Долго искали кафе, где делают лапшу (ну, инициаторами поисков лапши были мы :). Зашли в одно кафе, второе, третье... Нигде нет! Из-за того, что днем посетителей практически нет, лапшу готовят только ближе к вечеру. Ого, а я думала, что такое блюдо есть всегда и везде ) Поэтому пошли в кафе с традиционной хайнаньской кухней. Четыре традиционных блюда: курица, утка, краб и баранина - в верхней части плаката-меню.

Ман же заказал жареную свинину, жареную говядину и утку, по-моему. Свинина с перцем сладким - очень остро и очень вкусно, и я даже попросила Мана на будущее записать, как по-китайски такое блюдо называется. Хотя ужасно острым оно было для нас, а вот, например, нашему водителю блюдо казалось пресным, а Ману - средней остроты. У китайцев есть какое-то стихотворение про то, что на севере люди любят соленое, на юге - сладкое, на востоке - кислое, на западе - острое. А еще в Китае, как и в Корее, едят собак и Ман предлагал нас сводить в такое кафе, но спасибо, нет.

Много где в кафе сидят вокруг таких вот газовых плиток. Ман называет это "самоваром" )

Ман угостил нас конфетами из бинлана - плодов пальмы. Странная такая конфетка ) Деревяшка со вкусом деревяшки, мяты и кофе. Жевать не рекомендуется, после потери вкуса выплевывается.

Заехали в деревню.

И в большой монастырь.

В таких местах, конечно, интереснее с гидом местным. Ман объяснял, кто есть кто, читал всякие пояснительные надписи и рассказывал притчи. Храм Будды Шакьямуни. По бокам - двое его учеников: молодой Ананда и старец Махакашьяпа.

В этом храме стоит статуя тысячерукой богини Гуаньинь.

Монастырь хоть и действующий, но безлюдный, мне встретился лишь один очень серьезный монах. Вспомнилось, как в Чиангмае монахи пили колу и с радостью практиковали английский )

Наутро мы выписались из отеля и поехали на рафтинг. В горах шел дождь, да и вообще, погода после возвращения из круиза как-то не очень радовала.

Но нам все нипочем )) Во вьетнамских целофанновых дождевиках мы радовались предстоящему речному вояжу )

А ребята, управляющие лодкой, одевались посерьезнее )

Фотоаппараты мы оставили в машине, хотя, как оказалось, могли бы этого и не делать. Был лишь один момент, когда лодка встала вертикально, два - просто веселые подпрыгивания на волнах, и все. Большей частью река совершенно спокойна, плывешь себе расслабленно, наслаждаясь видами. Очень красиво - туманы, водопады, горы, маленькие домики на склонах. Но никаких картинок, кроме тех, что с места отплытия, нет.

Каучук и улитка )

В местном кафе мы были единственными посетителями. К нам за стол сел повар и стал рассказывать о трудностях поварской жизни - недавно на рафтинг привезли сорок китайских туристов и он один на всех готовил.

Обратно до Саньи ехали четыре часа. Заселились в Hovard Johnson в Саньябей. Номера во всех отелях, где мы жили, кажутся мне очень похожими )

Отель запомнился огромным количеством русских туристов. До поздней ночи не смолкали радостные крики у бассейна, а с утра на завтраке было сложно найти свободное место.

Утром мы поехали на горячие источники Наньтянь.
Ура, ура, водные горки )) Каталась в окружении детей )

Вообще теоретически мы должны были с Маном встретиться через два часа, что ли. Но не выдержали так долго ) Оно, конечно, неплохо, поваляться в горячей водичке, но не два же часа! :) И потом, место очень любимо русскими туристами, следовательно, как-то многолюдно в бассейнах было, редко где можно было посидеть в небольшой компании )

Есть бассейны с водкой (угадайте, для кого? :), с чаем, с кокосовым молоком, с кофе вот. Самые лучшие, по-моему - с рыбами, с картинками не буду повторяться.

Фотографии детей не кончаются )
Да, была несколько удивлена незакомплексованности китайских женщин, свободно перемещавшихся по огромной раздевалке без всякого там белья )

После источников нас ждал этнографический музей под открытым небом народностей ли и мяо. Погода все никак не хотела налаживаться, поэтому мы купили дождевики попрочнее и гуляли в них.
Здесь можно попробовать что-нибудь из национальных блюд - например рис в бамбуке.

Посмотреть на бабушек-ткачих и вышивальшиц.

Сходить на шоу ) Мне, кстати, понравилось, динамично и интересно. Я заметила, что китайцы легко на всякие там представления берут маленьких детей, пусть музыка грохочет, свет безумствует. И дети вполне спокойно все эти мероприятия воспринимают.

Это - мяо. Славятся, как выносливые, сильные, мужественные. Хорошие воины, врачи и ловцы змей. В огне не горят и в воде не тонут, ходят по битому стеклу и лежат на гвоздях )

А это - ли. Певцы и танцоры, занимаются сельским хозяйством и рыболовством. Самые главные потребители бетеля, даже в гостях у них принято предлагать сначала его, а потом уже чай. Девушки ли считаются очень красивыми.

В музее можно посмотреть на образцы творчества, одежду, предметы быта. Я такое люблю.

Но больше всего мне понравились добродушные с ног до головы татуированные бабушки. Процесс татуирования у девочек начинался в 5-6 лет и продолжался десятки лет. После 1950-х годов этот обычай исчез.

Можно взять костюм напрокат и запечатлеть себя или своего ребенка в наряде ли или мяо )

Купить чудодейственных корешков и вытяжек в местной аптеке. В Китае практически не пользуются химическими лекарствами.

В общем, мне там понравилось, музей отличный.

А дождь все идет и идет... Все переоделись в плащи и гуляют под зонтами. Это вот детей веселых из школы везут )

Зашли в мусульманскую кафешку поесть чего? )) Вообще, все, что я ела в Китае, было очень вкусно, по мне - там готовят вкуснее всех тех азиатских стран, где я была. Особенно на контрасте с последней посещенной нами - Индонезией.

Комплексный обед )

Уже ввечеру мы приехали в Ялуньвань - в Sheraton. Прием, оказанный нам, меня поразил )) Я до сих пор уверена, что нас не за тех приняли )

Вот такое у меня было лицо, когда я с приветственным коктейлем в одной руке и с платиновой картой - в другой, ввалилась в номер ))

Море так прекрасно штормило, а берег так красиво подсвечивался, что сидеть в номере было решительно невозможно.

Прошлись по ночному саду, стараясь не наступить на улит. Все вокруг цветет и пахнет, воздух такой чудесный - как же здорово было, после всех наших многочасовых поездок оказаться в тишине, рядом с морем.

Нам бы отдохнуть в последний наш день в Китае - погулять по красивому саду, почитать в беседках, поплавать в море или в бассейне, но мы опять рванули в город :)
Единственная, из неохваченных нами бухт - Дадунхай. Этот самый туристический район мы большей частью видели только в окно автобуса/такси. Честно говоря, я не очень-то и расстроилась, но все-таки сделала на память фото через стекло автобуса. А еще в Китае любят Витаса, Лолиту и Пугачеву )

Цаплики вдоль рек.

Очень оживленное место - уличная "биржа труда". Рабочих мест меньше, чем соискателей. Самые уважаемые профессии - учитель, врач. Быть военным тоже престижно, в армию попасть сложно (например, с татуировками, шрамами, плоскостопием молодого человека точно не возьмут). На государственных службах есть оплачиваемые отпуска, отпуск по уходу за ребенком, пенсии, на негосударственных - нет.

Этот человек явно пенсией не озабочен ) Псевдо-монах предсказывает судьбу всем желающим.

Прекрасная добрая уличная швея

Просто рога :)

И шайтан-машина по жарке орехов - я так и не поняла, что на выходе, кроме золы, остается. Но это я, видимо, куда-то не туда смотрела )

В простых, не охраняемых домах, все окна и балконы зарешечены - квартирные воры не дремлют.

И везде висят двойные новогодние поздравления-пожелания - правда скоро их сменят на новые, которые опять провисят весь год.

Долго наблюдали, как дедушка мастерит бинлан. Режет листья перца.

Мажет смесью - плод пальмы арека и гашеная известь (хотя Ман нам когда-то говорил про толченые раковины).

Сворачивает все это в такие вот треугольнички.

И продает :) Довольные люди потом ходят и жуют эту штуку, периодически сплевывая на тротуар - сначала слюна становится зеленой, а потом - красной. Бинлан дает тонизирующий эффект, полезен для десен и желудка.

Еще одна бабушка, мастерица бинлана.

Как и везде в Азии, распространены разнообразные уличные едальни.

По мне - сосиски выглядят как-то не слишком аппетитно, но людей с жареными сосисками на палочках на улице видишь чаще всего.

Школьники после перерыва опять идут в школу. Учатся здесь с 8 до 12, потом расходятся на обед и отдых по домам, и к 14.30 где-то опять приходят в школу, до 17. Школьное образование бесплатное, высшее - платное. Уровень образования на Хайнане ниже, чем в континентальном Китае, и даже частные школы не слишком спасают ситуацию. В классе около 40 человек. Да, видели школьников в пионерских галстуках, но галстук тут уже - просто часть торжественной формы. В деревнях некоторые дети не учатся, а работают и помогают родителям.

Ребенка можно иметь только одного. В деревнях, если первой рождается девочка, дают добро на второго ребенка. В семьях ли и мяо можно иметь больше детей, и в случае, если один из родителей - ли или мяо, тоже. В сады отдают в 2-3 года, группа в саду - 30 человек, в платных - то же самое, только уровень образования воспитателей выше, дополнительных занятий больше и на каждого ребенка положен определенный комплект игрушек. В хорошем частном саду месячная оплата - 500-600$. В саду существует такой же "обеденный перерыв", как и в школе.

Новый год уже близко :)

В последний день, конечно же, бродили в поисках подарочков. Зашла в книжный магазин - хотелось Матвею купить книжечек, раскрасок. Выбрала одну, но полистав повнимательней обнаружила среди цветочков и бабочек некоторое количество бомб, снарядов, мин и пистолетов, и что-то не решилась покупать ))

Те игрушки, что попадались мне на глаза были самого что ни на есть "китайского" качества, поэтому ограничилась ассортиментом книжного магазина - купила два альбомчика оригами, раскраску бесснарядную и набор сборных картонных машинок (вещь-вещь :).

А это мой результат взрослого "шоппинга" :) Правда кондитерских изделий было побольше, чай нам подарил Ман, а мандаринки остались с первого нашего китайского дня - их мне подарила маленькая девочка на пляже )

В день отъезда небо совсем расчистилось и мне показали красивый рассвет. Эх, а нам улетать... )
Это была отличная поездка, да.

Tags: Вьетнам, Китай, Поездки, Путешествия, Фото

• Радио Дачка №2: 10-30 июня

В этом году Радио Дачка выходит прямо как в добрые старые времена, когда в нашем домике ещё не было интернета, и я писала в ЖЖ раза четыре за лето…

• Радио Дачка №1 и просто про май

Май традиционно подхватывает и несёт прямо в лето, даря на бегу лужайки незабудок, поля одуванчиков, охапки сирени, кружева яблонь, вишен,…

• Просто про жизнь: 11 апреля - 3 мая

Пронеслись-пробежали эти недели, и когда я смотрю на фотографии, мне кажется, что все эти события были уже далеко-далеко, в прошлой жизни. А с…